Этой осенью мы заметили необычайное оживление на странице участницы Международной выставки каллиграфии Марины Сориа в одной из социальных сетей. Причина была более чем приятной — её работа «Сотканные слова» была выбрана жюри Национального аргентинского конкурса искусства текстиля и будет выставлена в течение декабря и января в музее «Ледовый дворец» (Palais De Glase) в Буэнос-Айресе, Аргентина. Мы не могли упустить шанс — взять интервью у Марины, чтобы поздравить её и узнать больше об этой потрясающей работе.
Откуда пришла такая идея? Может быть, было что-то повлиявшее на Вас?
— Идея пришла довольно давно. В своих рисунках в середине 80-х и 90-х годов я использовала смешанные стили и рассеивала или приклеивала найденные объекты на мои холсты. У меня всегда была особая привязанность к старым предметам: прекрасной древесине, найденным в природе вещицам (камешки, ракушки, кусочки древесины) и отметкам, которые время оставляет на них.
Когда я открыла для себя каллиграфию, я включила всю проделанную мною ранее работу в мою новую профессию.
Моя студия полна найденных предметов, которые рано или поздно я использую в своих работах. Среди всего этого была маленькая коробочка, сделанная из отличного кедра и служившая изначально ящиком для столовых приборов, её я и использовала для своей первой работы. На прошлогодней выставке эта моя работа оказалась на обложке каталога и флаера и была продана, к моему приятному удивлению, ещё до открытия выставки.
Каково было назначение этой работы?
— Каждый год в Аргентине проходит Национальный конкурс искусств, который включает в себя множество дисциплин: рисования, скульптуры, гравюры, керамики, фотографии, текстиля, нетрадиционных материалов, техники и инсталляции. Я поняла, что могу плавно перевести каллиграфию в искусство на текстиле, играя метафорой, используя слова, как стежки, и текст, как ткань. На прошлогоднем конкурсе я участвовала с работой “Grafía Textil” («Графический текстиль»).
Так что когда пришло время участвовать в этом году, я подумала об укреплении своей идеи с маленькой коробочкой. Я написала текст о «Сотканных словах и сотканных снах» и использовала небольшой стеллаж, который находился у меня в студии уже несколько лет. В новой работе я пошла дальше в своей метафоре, пытаясь найти общее между текстильным искусством и обвязкой, в которых используется «посев». Я сделала маленькие книжки, используя коптские и японские стили переплетения. Я доставила работу и надеялась на лучшее, ведь это удача — просто быть зачисленной на конкурс.
Сколько времени это заняло?
— После того как ко мне пришла эта идея, процесс пошёл очень быстро. Я начала работать над каллиграфией. Ещё до этого я рассчитала написание, начав со шрифта Cooperplate (или английский рукописный), обращая особое внимание на формы и расстояния между буквами, линиями текста, и нашла новые интересные формы. Позже, я работала над крошечным переплётом, вышила обложку книги и другие мелкие детали. Думаю, весь процесс занял около трёх месяцев.
Вы сделали это на одном дыхании или были моменты, когда Вам хотелось остановиться?
— Я сделала это на одном дыхании. Я была уверена и полностью понимала, чего именно я хочу достичь. Возможно, больше всего времени заняла инсталляция самой работы. Сначала я хотела найти какую-нибудь старую мебель или может быть её часть, куда бы я могла поместить мой стеллаж и показать эту книгу, но, к сожалению, я не смогла найти такую мебель за то короткое время, что у меня оставалось, поэтому я обратилась к плотнику, чтобы он вырезал её из МДФ (ДСП). Тогда я собрала всё вместе и покрыла тканью.
Вы ожидали этой награды? Что (или кто?) навело Вас на мысль участвовать в Национальном аргентинском конкурсе текстильного искусства?
— Если говорить честно, то я не ожидала этого, я просто мечтала, что это случится. В этом конкурсе столько художников принимает участие, что туда сложно пробиться. Кроме того, вы никогда не знаете, что понравится жюри или сколько будет стоить выставиться, но в этот раз мне опять повезло.
Это очень престижный конкурс. Каждая дисциплина оценивается отдельно и выставляется на месяц в одном из лучших музеев Буэнос-Айреса, расположенном в сердце культурного центра. Так как шоу текстильного искусства последнее в году, вместе с гравюрой и керамикой оно будет показана в декабре 2011 года — январе 2012.
И, пожалуйста, скажите пару слов для Международной выставки каллиграфии и Современного музея каллиграфии!
— Современный музей каллиграфии – это гордость для всего мира и в особенности для сообщества каллиграфов. Как я желаю, чтобы по всему миру было больше подобных образований, дающих каллиграфии место в мире искусств.
Прошлогодняя выставка в Новгороде превзошла все мои ожидания. Очевидно, что в России сильны традиции и велико уважение к каллиграфии. К сожалению, не могу сказать то же самое об Аргентине, где каллиграфия практически неизвестна. С другой стороны, я очень ценю не только Новгородскую выставку, но и проведённую работу по её широкому освещению: лекции, демонстрации, экскурсии для детей и рекламу в СМИ. Для меня было огромной честью присутствовать на этом мероприятии, и я хотела бы в ближайшем будущем снова стать участником этой выставки. Жаль только, что она проводится так далеко от дома и приходится до неё долго добираться, но я никогда не оставлю надежду встретиться лично с той экстраординарной группой людей, которые осуществили проекты Международной выставки каллиграфии и Современного музея каллиграфии.
Огромное спасибо!
Марина Сориа
Источник: «Международная выставка каллиграфии». Все права защищены.
Каллиграфия — это лекарство и гимнастика для ума и души человека.