Не секрет, что каллиграфия заняла центральное место в традиционном исламском искусстве – изящное письмо стало одним из самых почитаемых аспектов творчества, при помощи которого воплощаются как эстетические, так и религиозные посылы авторов. Наряду со многими другими городами каллиграфию на улицах можно в изобилии найти в Иордании и Ливане.
За время поисков стрит-арта в Иордании, а также в те несколько дней, что я провел в Бейруте в начале событий октября 2019 года, мне встретилось бесчисленное количество настенных росписей с использованием арабской каллиграфии. Каллиграфия в стрит-арте на улицах Аммана и Бейрута свидетельствует о том, насколько местные художники ценят свое наследие (хотя, конечно, не все и не всегда считают их художниками – об этом я писал в своем предыдущем посте, посвященном Амману).
Феникс, практически полностью изображенный посредством каллиграфии, занимает всю высоту здания – пропустить его, гуляя по улочкам Бейрута, просто невозможно. Масштабы и проработанность росписи заметно выделяют ее среди множества других работ, раскиданных на улицах города. Трудно представить, сколько времени, сил и самоотдачи потребовало это произведение. Кажется, что в огромных затейливых узорах скрыто послание художника о преданности своему искусству, городу и его жителям.
Еще один автор, чьи работы встретились мне на улицах Бейрута, использует арабскую каллиграфию в качестве «инструмента, чтобы строить мосты по всему миру». Эль Сид, француз тунисского происхождения, создает свои работы на основе цитат, в которых голос улиц объединяется с «основными принципами любви, уважения и толерантности».
Роспись на фотографии выше появилась в Бейруте в 2017 году. Создаваемое леттерингом пространство заполнено цветом, который добавляет ярких красок и энергии и без того живому городу. Цитата в основе этой работы принадлежит Амину Рейхани – ливанско-американскому активисту, автору и мыслителю, известному благодаря участию в панарабском националистическом движении в начале прошлого века.
Две каллиграфические работы позолотой принадлежат перу художника из Аммана Хазема Каги. Они появились на свет в 2019 году близ Парижского кольца – живого района, изобилующего кафе, ресторанами, маленькими магазинчиками и юными футболистами, которые гоняют мяч прямо в центре круглой площади. Здесь же, в кафе «Аристотель», подают, на мой взгляд, лучший в Аммане лимонно-мятный лимонад. Многие работы в стиле стрит-арта сосредоточены в этой части города.
Эль Кага ставит арабскую каллиграфию во главу угла; на его странице в Instagram невооруженным глазом виден высокий уровень художника, точность движений и усидчивость, выработанные за время творческих поисков. Каллиграфические элементы встречаются не только в уличных работах, но и в других его эскизах и скетчах.
Авторы, работающие с каллиграфической традицией, обогатили стрит-арт. Для них он никогда не был чем-то, привнесенным извне. Уличные художники по всему миру ищут открытого самовыражения, прибегая при этом к самым разнообразным формам – в них и встречаются творческое и религиозное самосознание. Задействуя традиционные элементы необычным образом, Эль Кага, Эль Сид и многие другие развивают уникальный вид искусства, в котором выражают не только гордость за свой собственный творческий облик, но и уважение местному культурному наследию.
Источник: www.weavenews.org
Каллиграфия — рукописная красота чувств.