Книга Саймона Гарфилда «Тот шрифт, который мне нужен» («Just My Type» — это название с английского языка можно перевести ещё и «Как раз мой тип»), выпущенная в Англии теми же людьми, кто выпустил в свет «Казнить, нельзя помиловать» (книга английского автора Линн Трасс «Eats, Shoots and Leaves»), надеется сотворить для наборных шрифтов то же самое, что ставшая внезапно бестселлером книга Линн Трасс сделала для запятых. Для тех, кто обычно сосредотачивается на смысле слов и не задумывается о том, каким шрифтом они были напечатаны, это чтение откроет глаза на неожиданные вещи.
С другой стороны, для «шрифтоманьяков», которые не могут спать, пока не идентифицируют шрифт, история буквенного дизайна Гарфилда будет настоящей «конфеткой». Шрифт Helvetica? Frutiger? Univers? Не вытянута ли окружность в этом «g», а насколько широкая эта буква «o»? Их страсть помогла обрести культовый статус фильму «Helvetica» Гари Хаствита о шрифте, созданном в Швейцарии в 1957 году и ставшем «лицом» таких компаний как Bloomingdale’s, Gap, BMW, Verizon, American Airlines и бесчисленного количества логотипов других корпораций. Так, к примеру, когда Ikea изменила свой основной шрифт с Futura на Verdana, это спровоцировало «шрифтовые дискуссии».
«Хороший шрифт — это инстинкт, родившийся из опыта», — пишет Гарфилд. Он возвращает нас в XV век, когда Иоганн Гутенберг ввёл новейшее изобретение для печатания более дешёвых книг — использование многоразовых литер, а также объясняет, что включение шрифтового меню Стивом Джоббсом в его ранние компьютеры Макинтош — спасибо курсам каллиграфии, которые он посещал в колледже Рид в 1970-х, — было практически таким же революционным открытием.
«Тот шрифт, который мне нужен» рассказывает краткие биографии одноименных (и довольно часто эксцентричных) графических дизайнеров, которые создали такие классические шрифты, как Baskerville, Gill Sans и Johnston Sans. Также книга наполнена небольшими интересными фактами. Например, кто знал, что значок, похожий на перевернутую «Р» и обозначающий начало параграфа, называется «параграф» (по-английски «pilcrow»). Или, например, что немногие буквы латинского алфавита, которые пишутся в направлении хода стрелок часов — это m, n, h, k, b, p и r? Значок, который сочетал в себе вопросительный и восклицательный знаки, под названием «интерробанг» — не прижился, потому что его плохо было видно при маленьком размере шрифта и его ни разу не нанесли на стандартные клавиатуры, тогда как благодаря e-mail адресам значок @, известный в русском языке как «собака», а в английском — «амфора», — стал общеупотребительным. Дизайнеры шрифтов показывают весь алфавитный ряд букв панграммами, и самая известная из них для латинского алфавита: «The quick brown fox jumps over the lazy dog» («Быстрая коричневая лиса перепрыгивает через ленивую собаку») породила видео с более чем 300000 просмотров на YouTube. Худший шрифт всех времен, должно быть, был в Библии Кристофера Баркера 1631 года, которая включала в себя заповедь «Прелюбодействуй».
В мире более чем 100000 шрифтов, и зачастую разница между ними до безобразия неуловима. Живая, богато иллюстрированная книга Гарфилда, показывающая более 200 из существующих шрифтов, расхваливает самые красивые из них и устраивает разнос шрифтовым ляпам и неудачам, включая шрифт Comic Sans и 2012 Headline — шрифт Олимпийских игр 2012 года. Лишь на 251 странице этого труда мы узнаем, что текст самой книги «Тот шрифт, который мне нужен» напечатан Sabon — «одним из самых удобочитаемых книжных шрифтов», разработанным ещё в 1960-х.
Источник:NPR
Каллиграфия — искусство намеренно искажать и видоизменять иероглифы, добиваясь в результате подлинной гармонии.