Школа «Халил Ага», расположенная в Египте, представляет собой древнейшее в стране специализированное учреждение в сфере преподавания арабской каллиграфии. Сегодня школа ведет настоящую борьбу за выживание, поскольку все меньше людей интересуются этим искусством. Многие каллиграфические школы уже вынуждены были закрыться.
«С каждым годом их число сокращается: специальность не востребована, технологии развиваются, на рынке труда растет спрос на другие языки, включая английский», — рассказывает Хасан Махмуд, директор школы «Халил Ага», в интервью интернет-изданию «Аль-Монитор».
Официальное открытие школы состоялось 29 января 1928 года. Египетский султан Ахмед Фуад I задумывал ее как место подготовки профессиональных каллиграфов. Раньше здесь работали преподаватели турецкого и египетского происхождения, образование было бесплатным — школа процветала. Сегодня её посещает 70 человек, которым приходится платить за обучение, а также самостоятельно покупать чернила, альбомы и перья.
Школа расположена в Баб-аль-Шария, исторической части Каира, и являет собой образец современной исламской архитектуры. В коллекции школы 100-летние полотна и множество редких книг.
Уроки проходят во второй половине дня, с 4 до 7, с воскресенья по четверг.
«По окончании четырехлетнего курса обучения студенты получают дипломы по арабской каллиграфии. В школу принимаются ученики 15 лет и старше, отучившиеся на подготовительных курсах», — рассказывает Махмуд.
За свою историю школа выпустила ряд выдающихся мастеров арабской каллиграфии. Кудаир аль-Борсайди один из них. Он не только один из наиболее востребованных мастеров своего дела в Египте, но и основатель академии и синдиката египетских каллиграфов.
В интервью «Аль-Монитор» мастер рассказал, что за последнее десятилетие число каллиграфических школ резко сократилось: сегодня их всего 79. Для сравнения: в 2006 году их было 272.
«Государство прекратило финансирование школ арабской каллиграфии, упразднив бесплатное образование и введя плату за обучение, а это 250 египетских фунтов [14 долларов] в год за сертификат и 300 фунтов [17 долларов] за год специализации», — объясняет каллиграф.
Кудаир аль-Борсайди говорит, что ученики оплачивают материалы, включая цветную тушь и альбомы. Многие по этой причине бросают школу, особенно если у них ограниченные средства. Он также отмечает, что с 2006 года количество учеников по всей стране снизилось с 12 000 до 1 000.
«Арабская каллиграфия — это не только искусство, отражающее египетскую культуру и идентичность. Она может способствовать развитию туризма, приносить государству доход», — отмечает Кудаир.
Камал Мухеиc, научный сотрудник Национального центра исследований в области образования, отмечает, что престиж арабской каллиграфии в 20-ом веке был выше. «Арабская каллиграфия все еще преподается в Египте в [начальных] школах, однако ей уделяется крайне мало внимания, а учителя не обладают достаточной квалификацией», — рассказал исследователь корреспонденту «Аль-Монитор».
И тем не менее Мухеиc не считает, что каллиграфия — искусство вымирающее: «Есть много молодых людей. Они хотят получить диплом по арабской каллиграфии, чтобы найти работу по другим специальностям в странах Персидского залива, включая Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Бахрейн». По его словам, Эмираты — яркий пример страны, стремящейся сохранить арабскую каллиграфию несмотря на высокий уровень научно-технического прогресса: все из-за того, что каллиграфию здесь воспринимают как часть арабской культуры и идентичности.
Эксперт в области образования и глава каирского Независимого синдиката учителей Айман эль-Били рассказал, что школа «Халил Ага» была сформирована после того, как бывший президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк объявил переход с арабского письма на латинский алфавит.
«Египетские власти приняли решение о создании школы с целью развития и сохранения арабской каллиграфии после того, как Турция упразднила арабское письмо. Школа взрастила многих первопроходцев в сфере арабской каллиграфии по всему миру — тех, кто хотел осовременить и переосмыслить этот вид исламского искусства в 20-м веке», — рассказал Айман изданию.
Он также заметил, что развитие арабской каллиграфии неразрывно связано с развитием арабской цивилизации, в истории которой она сыграла важную роль «не только как способ понимания и передачи идей, но и как вид искусства со своей высокой художественной ценностью».
«Арабская каллиграфия впервые появляется в древних рукописях, на фасадах зданий и изделиях из дерева в правление Аббасидов (750−1258), Фатимидов (909−1171) и Мамлюков (1250−1517), в андалусских орнаментах и декоративном оформлении Священного Корана», — добавил Айман эль-Били.
Айман рассказал, что роль арабской каллиграфии в исламском декоративном искусстве сродни использованию ликов святых в христианстве. Для мусульманских художников арабская каллиграфия была одним из ключевых способом декоративного оформления: «Практически ни одно художественное произведение, ни одна мечеть в мире не обходится без арабской каллиграфии, выполняющей роль связующего звена между эстетической и религиозной составляющей».
45-летнему Мухсену Абдель Вахабу каллиграфия может помочь найти работу за рубежом. Вахаб работает на рынке «Хан эль-Халили» в старой части Каира и уже много лет занимается гравировкой арабских надписей на меди. «Окончив каллиграфическую школу и получив диплом — мне будет проще найти работу за границей», — поделился мастер в интервью «Аль-Монитор». Сейчас он на втором году обучения.
53-летняя Наваль Ибрахим собирается начать обучение в этом году. Говорит, что заинтересовалась арабской каллиграфией еще в детстве. «В начальной школе мне очень давалась арабская каллиграфия, это был мой любимый предмет. Но вот я закончила начальную школу, в 17 лет вышла замуж — у меня уже не было времени упражняться в каллиграфии», — рассказала Ибрахим в интервью «Аль-Монитор».
«Сейчас я надеюсь освоить арабскую каллиграфию и начать с ее помощью зарабатывать деньги, хочу обучать ей других», — делится она.
Для Махмуда обучение каллиграфии — это приобщение к культурному наследию своей страны: «Арабская каллиграфия — часть египетской культуры, и правительство должно действовать решительно: в противном случае мы потеряем нашу культуру и нашу идентичность».
Источник: www.al-monitor.com
Каллиграфия — это лекарство и гимнастика для ума и души человека.