Арабской каллиграфией можно любоваться, даже если не знаешь, что написано. Это искусство изучалось и разрабатывалось веками, в основе всех пропорций букв лежит золотое сечение.
«Каллиграфия — это целый мир неповторимой эстетики, не встречающейся в природе, — рассказывает Маджид эль Йуссеф (Majid Al Youssef), один из двенадцати каллиграфов, выставляющихся в Галерее Ара (Ara Gallery) в самом сердце Дубая, — анатомия буквы порождается непосредственно гением человеческого разума. Этот сладчайший плод вызревал веками и сегодня каждый может его вкусить, но не каждый взрастить. Каллиграфия есть наследство от наших отцов и дедов, которым мы с удовольствием делимся со всеми алчущими».
На открывшейся 4 июня выставке «Стих на бумаге: искусство ислама» Эль Йуссеф представил четыре работы. Эль Йуссеф не только свято чтит исторические каноны искусства красивого письма, но и экспериментирует с современными вариациями, где ставка сделана на цвет и повтор.
На одной из работ запечатлены первые строки из стихотворения Халиля Джебрана «Флейту подай мне и песню спой». «Для каждого текста я создаю неповторимую визуальную композицию, увлекающую зрителя в бескрайние пространства смысла, — объясняет Эль Йуссеф, — ещё я выделяю особо значимые слова и буквы, которые образуют каркас всего произведения. Больше всего внимания уделяю гармонии узора».
Виссам Шавкат (Wissam Shawkat) посвящает своё творчество стихам из Корана и священным именам Всевышнего. Мастер не только согласился принять участие в выставке, но и помог отобрать работы молодых художников для экспозиции. Уроженец Ирака, Шавкат является членом-основателем Дубайского центра арабской каллиграфии (Dubai Arabic Calligraphy Centre). Ему и его товарищам со-основателям Мохаммеду Абед Раббо Аллану (Mohammed Abed Rabbo Allan) и Фатме Саиду Эль Багали (Fatma Saeed Al Bagali) доверили отбор работ для выставки.
«При выборе каждого конкретного автора мы руководствовались его стилем. У каждого свой подход и да, по большей части художники были из молодых. Вот Маджид, например, разделяет мои взгляды: он использует традиционные основы, но стремится расширить границы привычного понимания понятия каллиграфии», — признаётся Шавкат.
В своих четырёх работах Шавкат демонстрирует незаурядное знание различных каллиграфических стилей (таких как Сульс и Дивани), однако одна картина исполнена в авторском стиле «Эль Виссам» (Al Wissam) с уникальными правилами написания, пропорциями и размерами.
«Мысль моя в том заключается, что не всякий пусть подражать столетней давности полотнам старается. Каллиграфии искусство должно непрестанно развиваться. Я использую классические стили в неклассической манере. Чтобы нарушить правило, нужно сначала в совершенстве им овладеть».
Среди прочих экспонатов заслуживают внимания две миниатюры иранской художницы Марьям Голами (Maryam Gholami); её конёк — архидетализированные изображения цветов и птиц. Её работы — яркий пример того, как декоративно-прикладное искусство следует рука об руку с искусством каллиграфическим.
«Ни одна выставка исламского искусства не обходится без творений иллюминаторов и декораторов, — подчёркивает Шавкат, — и эти ремесла требуют сноровки недюжинной».
Красота человека — в красоте его письма.