Рождество команда Современного музея каллиграфии во главе с директором Алексеем Шабуровым встретила в Доме мореного дуба, в г. Козьмодемьянске республики Марий Эл. Открытая в мае 2016 года экспозиция Дома мореного дуба явлется уникальным туристическим объектом, поскольку она единственная в России, отражающая современный взгляд на редкий ископаемый материал.
Директор музея Казаков Владимир Юрьевич поделился с коллегами из музея каллиграфии, как целенаправленно создавал музей, чтобы показать возрождение забытого промысла по добыче, обработке и использованию мореного дуба современным человеком.
Постоянно действующая выставка «Сокровище реки», разделенная на несколько залов, знакомит посетителей с древним ремеслом по добыче и обработке природного материала и историей его возрождения в России, в частности, городе Козьмодемьянске. Здесь же представлены инсталляции «Забытый промысел», «Дерево», «Книга желаний» и диптих «Четыре стихии», рассказывающие об атрибутике и процессе добычи мореного дуба, а также позволяющие ощутить мощную природную энергетику этого уникального по своим свойствам материала.
В «Книге желаний» каждый может оставить свое невидимое послание, которое, согласно поверью, обязательно сбудется. Невероятно, но желания действительно исполняются, по рассказам туристов.
Изделия из мореного дуба всегда дорого ценились и в России, и в зарубежных странах. Подарки из черного дерева преподносили в особо торжественных случаях и наряду с фамильными драгоценностями передавали из поколения в поколение. Традиционно маленьких резных ангелочков из мореного дуба дарили на счастье в день ангела или на свадьбу.
Во втором выставочном зале «Галерея дубового листа» главное место отведено знаковому символу галереи — скульптуре «Дубовый лист». На работах, обрамляющих стены выставочного зала, можно увидеть различные модификации материала в образах дубового листа.
Надо сказать, что натуральный мореный дуб представляет собой поистине уникальный материал, красота и свойства которого созданы исключительно самой природой и не имеют отношения к умениям человека.
У любого из нас, кто ни разу не сталкивался с мореным дубом, возникает масса вопросов: что это за материал, как он образовался, откуда его добывают мастера? Из палеогеографических исследований становится ясно, что вследствие размыва берегов и изменения русла рек, прибрежные дубовые рощи оказывались под водой. Там, под влиянием танина (галлодубильной кислоты) без доступа кислорода в течение многих сотен лет древесина она приобретала чёрный с тёмно-синим отливом и благородными серебристыми или серовато-пепельными прожилками цвет. Невероятная цветопередача вдохновляет мастеров на создание необыкновенной красоты вещей. Нельзя найти более красивой текстуры древесины, вот почему отличительной чертой изделий из мореного дуба является то, что при их изготовлении не используются ни красители, ни лаки. Цвет древесины свидетельствуют о возрасте морения: палевые, сероватые оттенки оцениваются в 300−400 лет, а черный цвет приобретается более чем за 1000 лет морения.
В коллекции Владимира Юрьевича находится уникальнейший экземпляр древесины, возраст которого по данным радиоуглеродного анализа составляет 4600 лет!
В России сведения о добыче мореного дуба относятся к 70 гг. XIX века. Исследователи того времени, описывая реку Сура (она протекает по границе республик Марий Эл и Чувашии) сообщали, что она буквально «засорёна» стволами дуба. Процесс добычи материала довольно трудоемкий. Владимир Юрьевич поделился опытом, поскольку весь представленный в экспозиции материал он добывал собственноручно и уже потом обрабатывал в своей мастерской.
Как говорит Владимир Казаков, «если нам нужны дрова, мы берем топор и идем в лес, а чтобы добыть мореный дуб, мы одеваем акваланг и ныряем в воду».
Владимир Юрьевич поясняет, что при работе с каждым экземпляром дуба необходим индивидуальный подход, поскольку в природе не существует двух абсолютно одинаковых экземпляров мореного дуба. Всегда есть существенные отличия, начиная от цветовой гаммы и оканчивая возрастными параметрами.
В настоящее время изделия из мореного дуба трудно найти в свободном доступе, они хранятся либо в музеях и дворцовых интерьерах, либо в частных коллекциях. К сожалению, в силу ряда причин остро ощущается недостаток познавательной и специальной информации по теме появления в природе, использования и применения мореного дуба. Владимир Казаков продолжает научные изыскания совместно с Российской Академией Наук в области палеонтологии. Мореный дуб — это живая климатическая лаборатория. Можно сказать, что ствол дерева, развивающегося в условиях резкого чередования времен года, — как это происходит повсюду по внетропических странах, — является документом, в котором записаны в удобной для прочтения форме особенности погоды за весь период жизни данного ствола. Если сравнить различные стволы той же породы, жившие в одно время и в близких условиях существования, то записи будут тождественны между собой и не совпадут с теми записями, которые будут нести стволы, жившие в другое время. Таким образом, восстанавливается хронология изменения климата на той или иной территории.
Несмотря на очень хорошую репутацию изделий из мореного дуба, из-за сравнительно малого количества самих изделий, дошедших до нашего времени, а также из-за отсутствия информации о них и о мореном дубе в целом, подавляющая часть информации расплывчата и туманна, она находится на уровне − «мореный дуб очень дорогой и редкий».
Истинная ценность материала из мореного дуба и изделий из него известна только узкому кругу специалистов или любознательным гражданам. Нет ни одной книги, посвященной мореному дубу как материалу, из которого изготавливались и изготавливаются уникальные предметы и изделия. Последнее научное исследование, посвященное мореному дубу, относится к 70–80 гг. XX века — ее мы видим на иллюстрации ниже.
Учитывая крайне ограниченные мировые запасы мореного дуба, подавляющая часть которых находится на территории бывшего СССР, безусловно, мореный дуб будет востребован. Увеличение спроса со стороны заинтересованных организаций и лиц на качественные, экологически чистые материалы, безусловно, не позволит мореному дубу исчезнуть как ремеслу. В мастерской Дома мореного дуба есть уникальная возможность перенять из рук профессионального мастера многолетний опыт обработки и изготовления изделий из этого ценного природного материала. Вот только кадровая проблема остается большой «дырой» в пространстве, которое необходимо заполнять, привлекая молодежь, считает Владимир Юрьевич.
Совместными усилиями, благодаря совету и помощи коллег — таких же владельцев частных музеев, удается возрождать и сохранять искусство народных промыслов, эксклюзивные художественные экспонаты, природную и культурную красоту многонациональной России. Обмен опытом между музейщиками, их ежедневная кропотливая работа, плождами которой они делятся с посетителями, позволяет поддерживать тонкую связь поколений, способствуя тем самым развитию уникального взаимодействия культуры и разума, Таким образом, сохраняется для потомков настоящая историческая память, которая обогащает знания и согревает сердца.
Дом мореного дуба — не просто музей, это настоящее и неповторимое «волжское чудо», которое стоит увидеть каждому русскому человеку.
Каллиграфия — это лекарство и гимнастика для ума и души человека.