Бог наш един. Ехали мы в Москву до Вытегры по разбитой, ухабистой дороге, залитой дождями, так что получилось 60 км за 3 часа. Думал об одном – как-бы не сорвать поддон. От Вытегры уже лучше – асфальт до Вологды, до Ярославля – и Москва. Почему я говорю о дороге? Тысячи километров в пути – и так добирался каждый участник Выставки частных музеев. Ехал и думал, ожидал, страдал, если хотите. Москва – столица, для окраин она так остается маковкой церковной, печкой, единорогом в едином огромном доме – Россия.
Организатор выставки – собиратель «Самородков России» Алексей Юрьевич – подошел ко мне со стаканом, наверное, кофе. «Ты своих солдат где знаешь – там и ставь». Предложил возможные места со словами: «Я не настаиваю». Я же, деревенский, видевший Москву изнутри первый раз в жизни, но с осознанием, что хлебушек, картошечка и сальцо из деревни, с мыслью про себя: «вот ко мне небрежно, между прочим, глотая со стакана. Да он должен кланяться каждой деревушке!?» Я не знал, да и сейчас ничего не знаю о нравах города, но в деревнях не так. Не так. То был вечер, семь часов. Самородки выставили спрятанное, свое.
На другой день – в первый день выставки, их всего было два – Алексей Юрьевич проходил мимо.
– Да, правильно поставил ты своих солдат.
– Знаешь, Алексей Юрьевич, – пристал я к нему, – мы всю дорогу ехали и гадали, зачем мы едем, в какую игру ты тянешь меня и другие музеи?! – обратился я к нему.
– Да какой я тебе «Юрьевич»? Просто Алексей!
– Я с деревни, – отвечаю я, – потому так! Ты на вопрос отвечай!
– Нет никакой игры. Мне хотелось видеть и показать глубинку. Увидеть взгляд народа на музеи. Не ученый взгляд степенных, заслуженных людей, а простых!
Я слушал его, и дрожь охватила сердце. Но так – сразу поверить и согласиться я не мог. Я – деревня, меня лопатой не возьмешь! Все сюда прибывшие частные музеи во многом повторяют государственные. «Возьми моих солдат, в Москве есть Поклонная гора!» – примешиваясь к дуракам, говорил я. Алексей Юрьевич щурил глаза и слушал: «Вот ты держишь лошадей, – и про лошадей-то он знает (подумал я), – в тройку запрягают коренника, он ведет тройку. Вот таких коренников я пытался по стране найти и привезти в Москву – тех, которые знают дорогу и землю. Которые по полю ходили, а не тех, что в стойле жизнь провели. Вот разница в музеях и людях».
Появилось ли доверие у меня к нему; наверное, пришло!? Но уж очень понятные были слова его, и согласен я был во всем.
Что же произошло 7-го и 8 сентября на Общероссийской выставке частных музеев? А я скажу. Первым всех посетителей встречал «Безсмертный полк Валаама!» Это выставка должна бы быть в Манеже, а не в задворках парка. И об этом должна была позаботиться власть!
Вот отзыв Нины Сергеевны 7 сентября, г. Москва: «Солдат Валаама надо показывать везде и устанавливать в каждом городе, в каждой деревне!» Возрастом бабушка лет 75–80. Она была на Валааме и видела этих солдат, плакала: «Их свозили туда. Они все были без рук и без ног! Мы просто были потрясены и, уезжая из Валаама, мы просто рыдали. Мне кажется, эту выставку надо возить по всем городам. И чтобы туда ходила молодежь, чтобы смотрела, ощущала этот ужас войны. Представляете… Были совсем молодые без рук и без ног!? Я кланяюсь!»
Канал ТВЦ снял коротенькое видео, где она все это рассказывала. В эфир, конечно, все это не пустили. Парад шляп ТВЦ пустил. Они хотят и думают, что русские тоже могут, может быть, как папуасы, бедрами трясти. Берет за душу.
«Люди, внимательно смотрите – в этих судьбах, лицах, сердцах наша сила русская». Подпись. 07.09.19.
«О Великой Отечественной войне очень много музеев, но полк солдат-инвалидов особенный, раздирает душу. Возвращает к жизни». Александр. г. Москва. 07.09.19.
Лично я мало обошел музеев, посетил не всех, о чем жалею… Музей самоваров из г. Кирова рассказывал, как делались самовары, повторяя – «Баска, баска!»(а я-то думал, что слово мертвое).
– А у нас все – баска да баска! – говорит Илья (красиво, хорошо, значит, по-русски).
Еще не в корень извели русские слова «московиты-литераторы», а что, если не слова, утвердит нашу «русскость».
В закутке сидел мужик и представлял свой музей, кажется, из Удмуртии, где на больших листах издательств 1890 – какого-то года (не помню) – написано о вреде пьянства, курения… И что пришедшее из Европы не лучшее… Здесь я сразу вспоминаю «Ваал» Ф.М. Достоевского – кто читал, тот знает, о чем речь. Еще в прошлом веке знали, что спившаяся Европа притащила пойло на Русь. Ван Гог, будучи священнослужителем, раздавал свое жалкое жалованье рабочим на рудниках, кажется, Силезии, где люди работали, а вечером пили. И так из года в год. А нынче все перевернуто, говорят – «русский мужик – пьяница и всегда был такой».
Жаль, что не все музеи обошел. Частные музеи не только что-то другое… Это дух, вектор! Что очень отличается от нормативного государственного взгляда. Не знаю, угадывали ли такой исход организаторы выставки, но у них получилось.
Так кто же такие «Самородки России?» Собиратели, хранители языка, традиций, быта, нравов… Просматривая любое историческое событие, мы знаем, что участвовали князья такие-то, дворяне такие-то, людей – крестьян, солдат вроде бы и не было. Въезжая в любой губернский город, входишь в государственный музей и видишь – князь такой-то, боярин такой-то… Как известно, их – бояр и князей – было всего 5%, а то и того меньше. Так почему мы должны изучать и познавать историю России по 5%, а может, пора обернуться и поискать в народе более полно!? – и историю, и быт и, главное, характер! И думки! Думки про Россию поискать в народе, поспрашать – вот они, самородки России.
Запал в душу музей бабушки Марии из Воронежской земли. Каждый, кто войдет в дом, найдет что-нибудь из своего детства. Я почему-то вспомнил мышеловку, она у нас стояла меж стеной и печкой. Обыкновенный домик обыкновенной бабушки, это касается каждого… Вот вам и обхват, ширина.
Восьмого сентября в последний день, ближе к вечеру ко мне подошла женщина лет 70. Она преподаватель в художественной школе, профессор. «Сегодня в Москве праздник! – говорит она. – Сегодня дагестанский спортсмен стал чемпионом мира! Но он не герой. Дать в глаз это еще не геройство. Нас не так воспитывали, – говорит бабушка. – Вот вы герои, сделали, сохранили. Не продали за деньги и не продались. Ведь сейчас это просто!»
Кто такие «Самородки России»? Открываю тетрадь отзывов и читаю.
«Потрясло увиденное до глубины души, аж до слез. Спасибо за забытые ощущения». (Елена Григорьева)
«Не просто выставка, а целая жизнь. Лучше любой экспозиции Эрмитажа!» (подпись)
«Спасибо за то, что в нашей бедной стране восстанавливаете достоинство человека!» (Яна Подоева, г. Москва, 08.09.19)
«Пусть здесь загорается костер, который пробудет в каждом госте хотя бы маленькую искорку!» (Алла. Подпись.)
Автор фильма и текста – Марценюк Иван Иванович
Передвижной музей памяти «Безсмертный полк Валаама»
Каллиграфия — это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа.