EN 中文 

Музей Казанской иконы. Иконы как свидетели истории

Коллекционер и меценат Валерий Сорокин много лет занимается историческим краеведением, исследует и популяризирует знания о Казанском крае, пишет книги.

Одним из объектов исследования являются иконы. В 2019 году Валерием Юрьевичем основан частный музей, в котором собраны списки чтимых в Казанской Епархии икон – это подписные и датированные иконы, памятники иконописи, написанные по золоту в разное время монахинями Казанского Богородицкого монастыря. По его мнению, все экспонаты являются свидетелями истории Казанского края, некоторым из них более ста лет. Музей расположен в бывшем купеческом доме рядом с Казанским Кремлем, вблизи Казанского Богородицкого монастыря. Это место историческое, именно здесь в 1579 году явился чудотворный Казанский образ. Икона стала одной из самых чтимых в Русской православной Церкви, в 1904 году была дерзко украдена из монастыря и до сих пор не найдена. Благодаря работе Валерия Сорокина знания о Казанском крае удалось систематизировать, а понятие «икона мастерской Казанского Богородицкого монастыря» закрепить в научной среде.

«В десять лет двоюродная бабушка подарила мне большой медный пятак 1804 года. Поскольку мои родители – выпускники университета, они взяли этот пятак и говорят, 1804-й – год создания университета. На меня произвело впечатление то, что за каким-то маленьким куском металла, в обычной жизни бесполезным, стоит большая история. И каждый раз, когда берешь какой-то артефакт и начинаешь раскручивать его историю – происходит открытие. Со временем это вылилось во что-то посерьезнее: я начал специализироваться на иконах, а пришел к этому через краеведение», – рассказывает Валерий Юрьевич.

Валерий Сорокин – автор научных книг и составитель сборников, которые объединяет общая тема – историческое краеведение, описание истории Казанского края. Одна из таких книг – «Иконы мастерской Казанского Богородицкого монастыря – свидетели истории Казанского края», которая была издана в прошлом году в Казани. Ее экземпляры также представлены в Российской Государственной библиотеке в Москве.

«Через книги постепенно приходишь к иконе. Это в моем понимании – восстановление исторической справедливости, это позволило заполнить некую научную нишу, потому что иконы теперь узнают и о них говорят: это казанские иконы. До того как мы их опубликовали в 2019 году, иконы определяли как поволжские, иконы центральной России, иконы рубежа XIX–XX века. У искусствоведов наука правильно ареал определяла, но конкретно, что вот это казанская икона, а это – нет, никто не говорил», – пояснил коллекционер.

Многие исторические книги Валерию Юрьевичу достались в наследство от отца, в большинстве своем – это книги о Казани XVIII–XIX века. От темы казанского краеведения до темы казанской иконы, как говорит Валерий Юрьевич, – один шаг, потому что казанская церковная история и история Казанского края идут параллельно и неразрывно связаны. «Возьмите все правое побережье Волги – это все вотчины Свияжского Свято-Троицкого монастыря. Что такое первые монастыри на территории Казанского края – это то, что мы сейчас называем градообразующими предприятиями», – пояснил основатель музея.

В 2019 году на открытии Музея казанской иконы митрополит Казанский и Татарстанский Феофан высоко оценил идею создания Музея казанской иконы и отметил, что это событие стало общим делом в сохранении и возрождении нравственного облика Казани. «Сразу видно, что за этим стоит большая работа – глубокие познания и любовь к Казанской земле, Богородицкому монастырю и к иконе Казанской Божией Матери. Я думаю, что музей станет визитной карточкой города, станет интересным для тех, кто будет посещать Казань. Более углубленно через образ Казанской Божией Матери можно не только познакомиться с Казанью, но и получить благословение от ее образа и от соприкосновения с местом, где была обретена икона. Все это является единой культурной позицией нашей Казани, укорененной в духовные ценности», – сказал глава Татарстанской митрополии.

Рассказывая о музее, Валерий Сорокин уточнил, что методически правильнее было бы назвать эту выставку – музей-мастерская Казанского Богородицкого монастыря. Основная идея музея посвящена истории Казанского края и иконописной мастерской, которая возникла в конце 60-х годов XIX века.

«Наш музей рассказывает и о монастырской мастерской, и о Казани, и о Казанском крае. Моя персональная корысть в вопросе коллекционирования – это исследование. Мне интересен поиск, докапывание до истины. Иконы в данном случае – это такие материальные свидетельства, к которым привязаны исторические события. Изначально моя мысль была на карте отечественного иконописания нанести точку на месте Казани. Ведь все знают Палех – народный промысел в Ивановской области, известны также ярославские, московские и петербургские иконы, а казанские – нет, они вроде как и не существовали. Это первый шажок, который доказывает, что в Казани была своя иконопись; мне достоверно удалось установить, что Казанская икона в Казанском Богородицком монастыре писалась по своим правилам. Основной образ, который писался в нашем монастыре, естественно, Казанский, и наши монахини сделали синтез многих художественных техник, выработали свой стиль, который не повторялся нигде» – пояснил Валерий Сорокин.

Прошедшие годы, как удалось узнать из рассказа Валерия Юрьевича, ушли не столько на собирание икон, сколько на их осмысление. Теперь такое понятие, как казанская икона, написанная в монастыре, есть в научной среде. «Казанская икона, не сам Казанский образ, а именно икона – это «терра инкогнита» (то есть нечто неизвестное. – Прим. ред.) для отрасли, которая занимается изучением икон. Когда в XIX веке в России начали изучать историю русской иконописи, в первую очередь обратились к древним образцам, а эти иконы в XIX веке были предметами обихода и как исторический предмет не рассматривались. Потом, после 1917 года, по естественным причинам тема изучения истории иконописи стала не самой актуальной, но, тем не менее, в советское время потихонечку изучалась специалистами-энтузиастами. В современной России изучением икон стали заниматься ученые и коллекционеры», – говорит Валерий Сорокин.

Помимо основного, Казанского образа, за витринами выставки представлены и другие списки икон, чтимых в Казанской епархии. Например, чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери, которая спасла Казань от чумы в середине XVII века. Икона девяти Кизических мучеников, в честь которой основан Кизический мужской православный монастырь в Казани. «Любая икона с этой витрины как-то завязана с историей Казанского края. Эти иконы – свидетели истории, за ними стоят какие-либо события, которые наши предки считали чудотворными, чудесными, связывали с течением обстоятельств, которые им как-то помогали в жизни», – говорит Валерий Сорокин.

В отдельном зале музея собраны экспонаты, имеющие особое значение. Это так называемые подписные и датированные иконы. На обороте они содержат надписи бывших владельцев: даты и иные пометки, говорящие о бытовании иконы. Только благодаря таким записям Валерию Сорокину удалось составить представление о работе иконописной мастерской, увести казанскую икону из забвения, в котором она пребывала последние сто лет.

На первом этаже музея установлен большой видеоэкран, на котором транслируется семиминутный ролик, кратко раскрывающий сведения об истории Казанского Богородицкого монастыря и его иконописной мастерской. Цель этого ролика заключается в подготовке посетителя к просмотру экспозиции. Так, еще перед тем, как попасть в выставочный зал, мы узнаем, что Казанский монастырь был основан в 1579 году царем Иваном Грозным по случаю обретения 8 июля 1579 года Казанской иконы Богородицы. Первые монастырские строения были деревянными, и лишь при правлении Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, был заложен каменный храм. Он пережил многочисленные казанские пожары – самую серьёзную опасность любого деревянного города. Казанская икона Богородицы была обретена на пепелище дочерью казанского стрельца Матроной Онучиной. Тогда, во второй половине XVI века, на этой местности располагались стрелецкие слободы. К концу XVIII века главный собор монастыря обветшал и был разобран. Проект нового собора утвердила сама императрица Екатерина II. Но первый камень в его основание 30 мая 1798 года закладывал уже ее сын – император Павел I. Именно в этом монастыре в XIX веке основали иконописную мастерскую. Стиль монастырских икон достаточно быстро сложился, стал узнаваем и оказывал большое влияние на традиции иконописания во всем Казанском крае.

«Особый эффект казанских икон на молящегося достигался путем использования прозрачных лаков: свет от лампады перед такой иконой, проходя через лаки, отражался от сусального золота и создавал эффект внутреннего свечения. Это лишь одна из многих особенностей казанских икон», – пояснил Валерий Сорокин.

Узнать все тонкости и этапы изготовления икон в монастырской мастерской можно в зале музея на втором этаже.

В начале 20-х годов ХХ века Казанский монастырь был закрыт, а его строения были приспособлены под иные нужды. Главный собор вообще был уничтожен. Но 4 ноября 2015 года в день осеннего празднования Казанской иконы указом президента республики Татарстан Рустама Минниханова было принято решение о воссоздании Казанского Собора. В день летнего празднования – 21 июля 2016 года памятную капсулу в основание храма заложил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Восстановление Собора шло при поддержке Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан под руководством первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан на открытии музея отметил, что воссоздание Казанского Собора во всем своем величии и красоте свидетельствует о том, что Казанская икона Божией Матери вновь воссияла над градом Казанью и над всей Россией. Эти слова еще раз подтверждают высокую значимость для России Казанского Собора в Казани.

Часть икон музея объединяет то, что они предназначались для домашнего и семейного обихода, их называли домовые иконы, писали их по частным заказам, а сюжеты создавались из изображений лика святых, которые имели значение для заказчиков.

Уже более ста лет продолжаются споры о краже из Богородицкого монастыря и дальнейшей судьбе чудотворной Казанской иконы Богородицы. Икона была украдена из главного собора Казанского Богородицкого монастыря в ночь на 29 июня 1904 года. Существует много легенд и исследований. Многие верующие все еще надеются когда-нибудь ее увидеть.

«В свое время я способствовал переизданию стенографического отчета по делу о краже иконы, это – сборник статей, исторических и художественных произведений по делу о похищении явленной чудотворной Казанской иконы Богородицы, это читается как детектив. Любой, взявший эту книгу, может для себя составить свое мнение о виновниках кражи», – пояснил Валерий Юрьевич.

Казанский образ был основным, который писали в монастырской мастерской, даже существовал некий эталон, свойственный исключительно казанским иконам: они имели надпись «меру и подобие с явленной иконы Пресвятой Богородицы Казанской», но была и другая отличительная особенность.

«Все авторы описывают Казанскую икону как «икону письма греческого, цвета темного». Мы видим иконы в технике холодных эмалей, красками монахини имитировали жемчужное убранство иконы, и мы видим икону со светлым ликом, и с темным – это ближе к тому, что видели монахини, и примерно такой же была та икона, которую украли», – поясняет Валерий Сорокин.

Казанская икона кроме четырех праздничных дней в году выставлялась в будничной ризе. Но это украшение иконы все равно считалось богатым, так как риза имела более тысячи крупных и мелких жемчужин и около полутысячи брильянтов. Есть зафиксированные полицейские показания одной монахини, которая незадолго до того, как икона была украдена, перешивала на ней ризу и, соответственно, вскрывала икону. Она назвала несколько примет, по которым можно было бы украденную икону опознать.

«Любой, кто как-то связан с Казанской иконой, конечно, тешит себя мыслью, что рано или поздно явленная икона найдется. Однако есть научные работы, в которых говорится, что если мы сейчас ее и найдём, то мы ее не узнаем, потому что икону без ризы никто не видел, а крали ее ради ризы. Сейчас известно, в каких магазинах эти краденые камушки продавались, один из них был около гостиницы «Казань», там был ювелирный магазин, часть жемчужин нашли в продаже именно там», – подтвердил Валерий Юрьевич.

Принято считать, что в деле о краже иконы замешан вор Варфоломей Стоян, проживавший в Казани под именем Федор Чайкин. У вора было несколько паспортов.

«Забавным мне показался случай, когда я читал это дело. Сам Стоян, который украл икону, проживал в Казани по поддельному паспорту Чайкина, а взяли его, сходящего с теплохода Казань – Нижний Новгород, под фамилией Сорокин», – пояснил Валерий Юрьевич.

Музей Казанской иконы – уникальное место посещения для туристов. Здесь можно выбрать подходящий формат экскурсии – просто побыть с иконами наедине или приобрести аудиогид. Аудиогид доступен и на английском языке. Полная версия аудиогида рассчитана на полтора часа, также можно воспользоваться сокращенной версией экскурсии, которая длится около тридцати минут. В музее разрешено делать фотографии, но нельзя пользоваться вспышкой. В теплое время года разрешается выйти на балкон второго этажа, где открываются лучшие панорамные виды для фотографий.

Если посетитель пожелает узнать еще больше информации о монастыре, иконописной мастерской, или просто что-нибудь приобрести на память, то при посещении музея можно зайти в торговую лавку, подобрать тематические книги, в том числе под авторством Валерия Юрьевича Сорокина.

Вернуться к списку
До открытия выставки 1567 дней
Мудрые мысли
Красота человека — в красоте его письма.