Биография Нельсона Манделы «Долгая дорога к свободе» стала мировым бестселлером и готовится к экранизации. Но знаменитая книга могла бы так никогда и не выйти в свет, если бы не смелость и настойчивость другого заключенного острова Роббен.
Мак Махарадж был одним из долгосрочных заключенных на острове Роббен, тайно работавшего над первыми набросками автобиографии Нельсона Манделы — вместе с другими активистами национального Конгресса Африки — Ахмедом Катрада и Уолтером Сисулу.
«Манделе приходилось писать каждую ночь. Он писал в среднем 10–15 страниц без какого-либо вспомогательного материала — он писал за счёт обсуждений и воссоздания в памяти, — рассказывает 76-летний Махарадж. — На следующее утро это передавалось Катраде и Сисулу для комментирования, которые возвращались ко мне для записи. А на следующую ночь Мандела писал ещё 10–15 страниц».
Их решимость писать — превысила страх быть пойманными. «Мы жили в обществе, где история нашей борьбы нигде не была рассказана — даже в высших учебных заведениях. Всё в истории было историей белого человека. Один этот факт сделал переписывание на бумагу истории жизни человека, который был в этой борьбе центром, и чья автобиография на самом деле была автобиографией политической, — столь увлекательным. У меня было чувство, что Мандела уже стал личностью известной на родине и в мире и чтение нашей истории будет вдохновляющим».
Они использовали листы разлинованной бумаги формата А4 из стопки листов для переписки, предоставляемых заключённым, множество из которых учились на степени — в том числе мистер Махарадж.
«Мне необходимо было записать это в такой форме, чтобы потом я мог это спрятать. Мы использовали обе стороны бумаги и писали очень мелким шрифтом.
Страницы истории, с таким трудом записанные господином Махараджем, были спрятаны среди его материалов для обучения — 60 листов бумаги он поместил в обложке рукодельной папки, которая была предназначена для хранения статистических карт.
В то же время рукописная копия господина Манделы — оригинальный черновик работы — был положен в консервные банки и закопан в обрезках овощей.
Одним октябрьским днём Мак Махараджа был неожиданно вызван в тюремный офис, где ему было сказано, что в свою камеру он больше не вернётся, что он должен шевелиться и покинуть тюрьму без своих вещей. После секундной паники он начал препираться с охраной, требуя возможность вернуться, чтобы упаковать свои книги и материалы для учёбы, которые содержали все важные записи. Охранники, по-видимому, всё ещё ничего не знающие о его подпольной работе с Манделой, позволили ему покинуть тюрьму с принадлежащими ему книжками. На ходу у Махараджа возник новый план.
«Мне пришла в голову идея сказать: „Книги, которые я забрал, обменянные, и в моей камере есть книги, которые мне не принадлежат. Пойдите к Катраде и Сисулу. Попросите их помочь мне упаковать мои книги“».
Махарадж не был допущен назад в свою камеру, он был сослан с острова Роббен, но его друзья-заключённые смогли достать остальные части записей, всё ещё не обнаруженные в книгах и папке Махараджа. Вышедший из тюрьмы, но ещё находящийся под домашним арестом, он получил свои коробки через два месяца — в декабре 1976 года.
Вскоре после того, как он покинул тюрьму, охрана начала строить стену на месте тюремного сада, где были спрятаны бумаги самого Манделы. Банки были найдены, и почерк на рукописи был исследован, конечно же, выявив всех четырёх мужчин. Однако только трое из них были по-прежнему заключены в тюрьме и могли понести наказание за сделанные записи.
После шести месяцев домашнего ареста Махарадж выбрался из страны и направился в Великобританию. Секретная папка была выслана вперёд, чтобы быть доставленной на сохранение другу, которому можно было бы доверять — активисту против апартеида Расти Бернштайну.
Летом 1977 года мужчины встретились в центре Лондона с ещё одним близким сторонником движения — Юсуфом Даду. Папка хранилась в офисах коммунистической партии, где работал Расти. После чашки кофе в чайной комнате неподалеку от улицы Гудл Махарадж наконец-то получил папку в свои руки.
«Я порвал обложку, и все эти бумаги выпали наружу. Расти и Даду — оба сидели, разинув рты. Миссия была выполнена...»
Пришлось ждать ещё 18 лет, прежде чем записи были прочитаны миллионами людей по всему свету, потому что Национальный Конгресс Африки был твёрд в своём убеждении, что эти бесценные записи должны подождать, пока Манделу выпустят из тюрьмы, чтобы увидеть свет. Но этой рукописи было суждено стать основой для его всемирно успешной автобиографии «Долгая дорога к свободе», опубликованной в 1995 году.
Источник: BBC News
Вернуться к спискуКаллиграфия — застывшая поэзия.