Хузина Роза Райсовна — талантливый каллиграф из Казани дала интервью специально для нашего журнала, рассказала о своем начинающемся, но уже успешном пути в мире искусства красивого письма, показала некоторые работы и поделилась планами на будущее.
– Роза Райсовна, как вы пришли к занятию каллиграфией?
– В детстве я всегда рисовала, правда, это были обычные детские работы, писала буквы. Но в 9 классе я начала этим серьезно увлекаться, поступила в Казанское художественное училище им. Н. И. Фешина, а в 2009 году поступила в Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов.
Я долго искала себя как художник. Помог чудесный случай: в 2005 году на выставке познакомилась с работами Владимира Александровича Попова. Едва я их увидела, как у меня мурашки по телу побежали, настолько велико было влияние сур и Корана. Спустя 10 лет мне посчастливилось познакомиться с Владимиром Александровичем лично, до этого я знала его только по работам, вдохновилась ими.
Мне это близко, благодаря произведениям Попова я нашла себя как художник. И вот сейчас я учусь у Владимира Александровича и продолжаю его путь. Мне удивительно повезло! Он не принимает людей в ученики. Меня с ним приятельница познакомила, она — журналистка, готовила материал для публикации и пригласила меня, чтобы помочь сфотографировать его работы. Когда я зашла в мастерскую, он начал интересоваться моими увлечениями, попросил показать рисунки. Мы совпали: он мной заинтересовался как художником, как личностью. Я стала приносить Попову эскизы, он подсказывал, учил, направлял. Сейчас развиваюсь дальше и дальше.
– А кто-то еще был вашим учителем?
– Нет, только Владимир Александрович. Он очень добрый, терпеливый и щедрый мастер. Мне с ним Всевышний помог.
– Что для вас каллиграфия?
– Это искусство красивого письма, аккуратный почерк. Она подобна музыке, которую пишешь на одном дыхании.
– Как вы считаете, работать нужно по вдохновению или по расписанию?
– Только по вдохновению, ведь не всегда муза приходит.
– Расскажите о вашем творческом процессе, в чем его особенности?
– Кто-то сразу пером пишет, кто-то намечает и обводит, а у меня своя техника: сначала намечаю контуры, потом крашу. Вначале мне проще просто написать текст, а потом преобразовать его в рисунок.
– А как приходят образы, идеи работ?
– Я читаю Коран, одновременно с этим возникают в сознании образы, там же смысловое содержание очень яркое. Жаль, несмотря на то, что могу читать немного арабское письмо, понимать его еще не понимаю, лишь учу как иностранный.
– Почему традиционному письму предпочитаете словесные картины?
– Все интересно попробовать. Я готова к экспериментам. Что-то из техники пока не использовала, но очень хочу. Мне интересно все, что связано с искусством, люблю познавать все новое. Готику, кириллицу еще не освоила, но, кто знает, вдруг появятся идеи и в этом направлении? Надо всегда пробовать, на мастер-классы ходить, развиваться.
– Каким должен быть человек, который решает связать свою жизнь с каллиграфией?
– Важен талант, стремление и цель в жизни у человека.
– А какая цель у вас?
– Я хочу создать свою авторскую выставку. Вот сейчас иду к своей цели мелкими шажками: потихоньку создаю работы, они накапливаются. Мечтаю, чтобы на выставку пришла мама и увидела, чего я достигла.
Хочется, чтобы люди увидели прекрасное. У нас вся жизнь проходит в серых красках, а яркого вокруг мало. Я верю, что увидев каллиграфические картины, человек вдохновится. Ведь нашими работами мы восхваляем Всевышнего, показываем красоту мира другим.
– Как влияет каллиграфия на вас?
– Я успокаиваюсь, ведь Коран — это священная книга, это не просто слова, но писание Всевышнего. Ощущение похоже на медитацию, рисуя, полностью уходишь в каллиграфию.
– Верите, что каллиграфия способствует развитию?
– Безусловно, она влияет на зрение: ты сосредоточен, постоянно перемещаешь взгляд, смотришь на огласовки и т. д Каллиграфия еще способствует развитию мелкой моторики.
– Не хотели бы когда-нибудь преподавать?
– Мне кажется, пока что знаний недостаточно, чтобы другому человеку передать все в полном объеме. Сама только учусь, хочу еще освоить леттеринг и другие техники, я ведь года три всего этим занимаюсь. Пока что участвую в разных выставках, куда меня приглашают. За моими плечами уже 20 выставок.
– А что самое любимое в процессе?
– Когда эскиз получился — радуешься. Подобно тому как ребеночка вынашиваешь, здесь также: обдумываешь и «рожаешь» в мир. Я пишу так, как чувствую цвета, образы исходят изнутри.
– А сколько по времени у вас занимает работа?
– Все с эскиза начинается. В начале приходит идея, потом ищешь форму, делаешь наброски и т. д. Может быть где-то неделю.
– А с чего нужно начинать занятия арабской каллиграфией? нА что сделать акцент?
Конечно, сперва, нужно выучить алфавит. Это как основы изучения русского или английского языка. Затем освоить написание букв в разных стилях, понять их строение. Еще очень важно — это найти своего учителя, сейчас очень много курсов. И потихонечку двигаться, развиваться.
– А возможно научиться каллиграфии через Интернет?
– Если есть цель –то да. Однако считаю, что живое общение намного важнее. Учитель рядом тебе все покажет, расскажет, поправит.
– А что можете пожелать тем, кто любит каллиграфию?
– Главное начать и идти к цели.
Каллиграфия — это цветок души человека.